О терапии

Терапия принятия и ответственности (сокращенно - ТПО, а в английском варианте Acceptance and Commitment Therapy, сокращенно - ACT, читается как "экт") представляет собой вид поведенческой терапии, целью которой является развитие психологической гибкости при помощи стратегий готовности, принятия, осознанности и изменения поведения. В свою очередь психологическая гибкость – это полный осознанный контакт с настоящим моментом, в котором человек способен действовать в соответствии со своими выбранными ценностями и с учетом текущего контекста.

Рандомизированные контролируемые исследования показали эффективность АСТ при работе с тревожными расстройствами, депрессией, ОКР, социальной тревогой, хронической болью и другими проблемами

Терапия принятия и ответственности (АСТ) - это психотерапевтический подход, относящийся к когнитивно-поведенческой терапии "третьей волны"

С помощью метафор и эмпирических упражнений клиенты учатся вступать в контакт с внутренними частными событиями (мыслями, чувствами, физическими ощущениями), которых избегали. Клиенты формируют позицию готовности и принятия в отношении своего внутреннего опыта, проясняют и формулируют свои подлинные ценности и учатся действовать в соответствии с этими выбранными ценностями, совершая поведенческие изменения.

АСТ разработан Стивеном Хейсом в 1982 году и первоначально назывался “всеобъемлющим дистанцированием”. С. Хейс пытался создать подход, который объединит когнитивную терапию А. Бека и поведенческий анализ, основанный на радикальном бихевиоризме Б.Ф. Скиннера. Разрабатывая новую научную теорию человеческого языка, С. Хейс и др. создали теорию реляционных фреймов, которая легла в основу АСТ. 


Философские основы АСТ

ACT берет свое начало в философии функционального контекстуализма (ФК) - философии науки, целью которого является предсказание и изменение поведения. Функциональный контекстуализм рассматривает и понимает внутренние психологические события как поведение организма, существующее неразрывно с контекстом, при этом под контекстом понимаются все внешние обстоятельства, включая прошлый опыт. Соответственно единицей анализа в АСТ является поведение в контексте.

Поскольку главная цель ФК - прогнозирование и влияние на поведение организма, особую роль в этой парадигме занимает понимание работоспособности (эффективности) как критерия истины, который в свою очередь определяется выбранными ценностями. Глобально не важно, какими способами и техниками мы достигаем изменения в поведении,  поэтому АСТ - это набор терапевтических процессов, которые служат тому, чтобы двигаться в сторону выбранных клиентом целей. В этом прагматическая суть АСТ: не существует правильного способа делать АСТ (как и не существует правильного способа прожить жизнь с точки зрения АСТ), но есть набор процессов, которые развивают психологическую гибкость и служат целям клиента.

В основе АСТ лежит своя научная теория - теория реляционных фреймов (ТРФ). ТРФ - это фундаментальная теория человеческого языка, познания и анализа поведения человека. Согласно ТРФ основой человеческого языка и познания является выученная и контролируемая контекстом способность произвольно связывать события между собой и менять функции этих событий. Суть этой способности  можно проиллюстрировать следующим примером: очень маленькие дети знают, что пятирублевая монета больше десятирублевой по физическому размеру, но позже ребенок учится понимать, что пять рублей меньше десяти рублей по социальной атрибуции.

При этом эта взаимосвязь:
  • взаимна (если пятирублевая монета меньше десятирублевой, то десятирублевая больше пятирублевой, 

  • комбинаторна (если рубль меньше пятирублевой, а пятирублевая монета меньше десятирублевой монеты, то рубль меньше десятирублевой монеты),

  • меняет функцию связанных событий (если пятирублевая монета использовалась для покупки конфет, то десятирублевая монета теперь будет предпочтительнее, даже если ребенок никогда не использовал ее).


Соответственно эта способность к произвольному формированию связей между стимулами является преимуществом человеческого вида и одновременно источником психологических проблем. Исследования в области ТРФ доказали, что устранить уже существующую когнитивную сеть невозможно, а пытаться ее менять не эффективно, т.к. это приводит к тому, что нежелательные переживания становятся ещё более значимыми и привлекают дополнительное внимание . Но совершенно точно можно уменьшить влияние негативных мыслей и эмоций на поведение независимо от того, продолжают ли они проявляться в той или иной форме. При клиническом вмешательстве часто нет ни смысла, ни необходимости фокусироваться в первую очередь на содержании когнитивных сетей; вместо этого вполне возможно сосредоточиться на их функциях.

Взгляд на человеческие страдания

С точки зрения АСТ психологическое страдание возникает из-за взаимодействия между символическим мышлением  и эволюционно более древними механизмами человеческого поведения, такими как обучение на непосредственном опыте. Это значит, что человеческий язык вовлекается в процесс борьбы с внутренним опытом. Контроль и попытки менять внутренний опыт как доминирующая стратегия отношения к опыту приводит к психологической ригидности (отсутствие психологической гибкости) и является главной причиной психологического страдания человека. АСТ помогает развить  процессы психологической гибкости вместо процессов ригидности, приводящих к поведенческим трудностям . Психологическая ригидность в АСТ представлена в виде 6 процессов:

  1. когнитивное слияние - вера в буквальное значение языка, даже когда этот процесс вреден;

  2. избегание переживаний - неготовность человека оставаться в контакте с определенными внутренними переживаниями и попытки изменить форму или частоту этих внутренних событий или контекстов, которые их вызывают, даже если это вредит;

  3. отсутствие контакта с настоящим моментом, при котором внимание в основном обращено на слияние с мыслями о будущем или прошлом. 

  4. доминирование концепций о себе и жёстких фреймов отношений над гибкой наблюдающей позицией ("я-как-контекст");

  5. отсутствие ценностей, путаница целей с ценностями и другие проблемы с ценностями, которые могут лежать в основе неспособности построить широкий и гибкий репертуар, связанный с выбранными качествами деятельности;

  6. неспособность выстраивать все более крупные единицы поведения, движущееся в направлении выбранных ценностей.

С точки зрения ACT само содержание языка не является проблемой. Проблемой является то, что контент языка начинает регулировать действия человека негибким образом. Когнитивное слияние поддерживает эмпирическое избегание. Так называемые "негативные" эмоции оцениваются и избегаются. А фокус культуры на "хорошем самочувствии" усиливает желание избегать боль. Попытки избегать неприятного внутреннего опыта только усиливает его значимость и сужают диапазон моделей поведения, т.к. многие модели поведения вызывают этот самый неприятный внутренний опыт. И таким образом, ценности как долгосрочные желаемые качества жизни отходят на второй план по сравнению с сиюминутными целями: быть правильным, хорошо выглядеть, хорошо себя чувствовать, защищать концептуализированное "я". В попытке добиться краткосрочного облегчения психологической боли, люди теряют связь с тем, чего они хотят в жизни. В репертуаре человека появляются и постепенно доминируют те модели поведения, которые оторваны от ценностей и менее чувствительны к текущему контексту.

Модель АСТ

Общая цель АСТ заключается в повышении психологической гибкости - способности более полно осознавать настоящий момент и двигаться в направлении выбранных ценностей, учитывая постоянно меняющийся контекст. АСТ предлагает альтернативный способ относиться к своему внутреннему опыту и включает 6 процессов психологической гибкости: принятие, когнитивное разделение, осознанное внимание к настоящему моменту, "наблюдающее Я" или "Я как контекст", ценности как ориентиры и ценностные действия.

Принятие

Это полная готовность открыто испытывать весь спектр внутреннего опыта человека без попытки изменить этот опыт, особенно если контроль опыта наносит вред. Например, клиентов учат наблюдать за своими чувствами,  поощряют отпускать борьбу с эмоциями или ощущениями. И в то же время принятие не является самоцелью, а является навыком, помогающим усилить ценностные действия.

Когнитивное разделение

Это процесс изменения способа взаимодействия с мыслями и другим внутренним опытом, не меняя его содержания, формы, частоты и тд. Цель разделения - изменение функции внутреннего опыта и снижение привязанности к нему.  Существуют десятки техник, разработанных для самых разных клинических случаев: быстрое повторение их вслух, пока смысл не потеряется, придание формы, размера, цвета, бесстрастное наблюдение мыслей, и т.д.

Присутствие в настоящем моменте

Это процесс полного контакта с любым внутренним и внешним опытом по мере его возникновения. Цель присутствия в “здесь и сейчас” - развивать более непосредственное восприятие мира и делать поведение более гибким и соответствующим ценностям. Этот процесс помогает использовать язык как инструмент, позволяющий отмечать и описывать события, а не просто предсказывать и оценивать их.

Я-как-контекст

Это непрерывное, неизменное, неуязвимое трансцендентное самоощущение,  его также называют “Наблюдающим Я”. Этот процесс важен, т.к. он позволяет осознавать собственный поток переживаний без привязанности к нему, одновременно разделяясь с ним и принимая его. 

“Наблюдающее Я” является контекстом для вербальных событий, а не их содержанием, и оно не имеет границ.

Ценности

Это свободно выбранные желаемые качества действий, которые никогда не могут быть получены как объект, но могут быть воплощены в жизнь вне зависимости от обстоятельств. АСТ помогает клиенту выбрать и сформулировать ценности, одновременно обучая разделяться с правилами, которые могут привести к выбору, основанному на избегании, социальном подчинении или слиянии (например, "Мои родители хотят, чтобы я ценил Х"). В АСТ принятие, разделение, присутствие в “здесь и сейчас” и т.д. не являются самоцелью; они скорее расчищают путь к более подлинной, соответствующей ценностям жизни.

Действия, основанные на ценностях

Чтобы жить подлинной, основанной на ценностях жизнью, необходимо реализовывать большие модели ценностных действий. В отличие от ценностей, которые никогда не достигаются как объект, конкретные поведенческие цели, соответствующие ценностям, могут быть достигнуты. Работа ACT-терапевта всегда включает работу над поведенческими целями и может использовать любые техники (экспозиция, методы формирования, коучинг навыков и т.д.). Двигаясь к целям и меняя поведение, клиент неизбежно сталкивается со сложным внутренним опытом, к которому применяются упомянутые выше процессы психологической гибкости.

Позиция АСТ-терапевта

В АСТ особое место занимает терапевтическая позиция, которая отличается от других КПТ-подходов. АСТ-терапевт учит клиента по-другому смотреть на боль и сам транслирует такую позицию. Очень важно для терапевтического процесса, чтобы сам терапевт не инициировал “борьбу” с переживаниями клиента, т.к. именно борьба с переживаниями является причиной страданий. АСТ-терапевту следует быть принимающим, сострадательным, ориентированным не на результат, а на процесс. АСТ-терапевты смотрят на клиентов как на целостное существо, которое не нужно спасать или исправлять, а сам терапевт понимает, что “сидит с клиентом в одной лодке”. Также важной частью терапевтической позиции является ориентация на эмпирический опыт здесь и сейчас в сессии, а не только на разговор о концепциях и навыках. Наконец, мышление АСТ-терапевта всегда функционально, мы в большей степени смотрим на функцию, а не на содержание, форму или частоту.


Исследование эффективности

Поскольку АСТ является трансдиагностическим подходом, то его методы подходят для широкого круга проблем. Согласно данным Ассоциации контекстуальной поведенческой науки, по состоянию на март 2023 г. было проведено более 1000 рандомизированных контролируемых исследований и более 400 метаанализов разных аспектов АСТ. Согласно систематическому обзору по АСТ, на момент 2020 года АСТ является эффективной при всех исследованных состояниях, включая тревогу, депрессию, употребление психоактивных веществ, хроническую боль и др. А в 2022 году систематический обзор метаанализов вмешательств при депрессивных симптомах у людей, живущих с хронической болью, пришел к выводу, что АСТ при общей хронической боли показывает наиболее сильные эффекты и может быть приоритетной для внедрения в клиническую практику.

АСТ в России и АКПН

Чтобы ближе познакомиться с терапией принятия и ответственности, Ассоциация специалистов в сфере контекстуально-поведенческой науки предлагает вам большую библиотеку различных протоколов, упражнений, техник и пособий, которые вы можете прочитать в разделе “Материалы”. В разделе “События” вы можете ознакомиться с будущими мероприятиями в сфере контекстуально-поведенческих наук, которые организовывают члены российского АСТ-сообщества.